Среда, 01.05.2024, 03:26Приветствую Вас Гость | RSS
Новичихинская детская музыкальная школа
Меню сайта
Обратная связь
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Обратная связь *:

Каталог статей


Главная » Статьи » методические материалы

Особенности работы с начинающими

Особенности работы с начинающими

 

Целью начального обучения игре на инструменте является постепенное введение ребенка в более узкий круг профессиональных навыков, сохраняя при этом его эмоциональную увлеченность музыкой. Хотелось бы отметить некоторые сложности, с которыми сталкиваются преподаватель и ученик в сегодняшней музыкальной школе.

Проходя последовательно все стадии обучения на инструменте от начальной до высшей, нельзя не отметить, что за последние 15—20 лет в этой области произошли большие изменения. Особенно сильно они затронули начальную ступень обучения игре на баяне.

Начальное обучение на баяне.

Наиболее трудным является органичное введение занятий музыкой в жизнь ребенка. Для этого необходимы знания детской психологии. Основываясь на знании психологии младшего школьника, можно  определить этапы организации начального обучения:

Для этого периода характерна главная роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка. Поэтому большую роль в первый период обучения музыке играет домашнее окружение. Родители могут стать незаменимыми помощниками в деле ежедневного обучения ребенка. Не знающие музыкальной грамоты и не умеющие играть родители, став помощниками педагога, должны сами в какой-то мере учиться. Особенно в первое время, чтобы по возможности помогать ребенку. И, конечно, сразу педагог обязан обратить внимание родителей на организацию домашних занятий ребенка — где, чем, как часто и как долго он должен заниматься.

В психологической адаптации младшие школьники испытывают разного рода трудности. Одна из них — это специфика взаимоотношений с учителем. Учитель — самая авторитетная личность для младших школьников. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. Ребенок тянется к учителю, в котором хочет видеть, прежде всего, справедливого, доброго, внимательного человека. Поэтому одно из условий ранних занятий — суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога. Если педагог  не  проявляет чуткость, то воздействие оказывается односторонним, направленным от педагога к ученику. Не имея возможности «раскрыться», ученик замыкается. И это — одна из серьезных издержек индивидуальной педагогики. Поэтому педагогу, ведущему занятия с младшими учениками, необходимо создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. При том он обязан учить не только музыке, но, что не менее важно, и воспитывать музыкой.

В младшем школьном возрасте правильная организация занятий ребенка возможна лишь в том случае, когда ее цели близки школьнику. Учитывая эту особенность, педагогу необходимо расчленять все сложные и трудоемкие задачи музыкального воспитания на более мелкие составные части с их последующим объединением в целое. Исключительное значение

здесь приобретает прием еже урочного обновления заданий по принципу  развивающего обучения. При такой системе занятий ученик осваивает и совершенствует какой-либо конкретный технический прием исполнения не на одном, а на нескольких аналогичных по своей технической или художественной значимости произведениях. Для ученика это будет каждый раз новое задание, а для педагога — продолжение целенаправленной работы над одной и той же дидактической задачей.

Дети  младшего  школьного  возраста  не  умеют еще  сами организовать процесс систематического наблюдения. Для того, чтобы ученик не просто смотрел, слушал, а «рассматривал», «вслушивался» учителю необходимо пробудить у него соответствующую активность —поставить перед ним учебную задачу. Так, в музыкальной педагогике с первых звуков, извлекаемых учеником на инструменте, внимание учителя направлено на пробуждение у ученика активного, действенного, практически острого слухового самоконтроля. Помочь в этом педагогу может запись отрывка или целого произведения в исполнении ученика, дать ему послушать данное музыкальное произведение несколько раз — значит наглядно и ярко показать разницу между тем, как он сам слышит свое исполнение во время игры и как в действительности звучит это исполнение. Также при прослушивании музыки в записи педагогу необходимо давать ребенку определенные задания.

Дети младшего школьного возраста не владеют своим вниманием, необходимым для длительной работы в классе. В связи с этим, большое значение приобретает темп ведения урока. Быстрый или замедленный темпы одинаково отрицательно влияют на устойчивость и концентрацию внимания ученика. Если урок в младших классах не возбуждает достаточного интереса, однообразен, не сопровождается положительными «эмоциональными переживаниями», дети быстро начинают отвлекаться. Поэтому задания на уроке должны быть короткими, цель ясна и совершенно конкретна, повторение же пройденного материала должно быть таким, чтобы ожидаемый результат, и способ его достижения был бы хорошо знаком ученику. Исходя из этого, изучаемые произведения должны быть небольшими по своему объему, а включение в работу нового материала должно быть исключительно постепенным.

 В младшем школьном  возрасте необходимы мотивы,   связанные с конкретной учебной работой, которую учащийся выполняет. Нужно разделить понятие «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать учитель; переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих учеников возможность пережить радость достигнутого, осознать свои возможности, поверить в себя. Поэтому, огромное значение в учебной деятельности школьников имеет оценка. Показательными являются и выступления учащихся на концертах и, особенно, на родительских собраниях, так как родители - самая благодарная публика.

Дети младшего школьного возраста не умеют ещё достаточно хорошо  перерабатывать  материал  логически,  подготавливая его  для заучивания, поэтому педагогу необходимо развивать в ребёнке логические способности запоминания, то есть учить учиться. Для воспитания и развития навыков самостоятельного мышления  можно рекомендовать следующие формы работы:

а) устный отчёт о подготовке домашних занятий: чего было труднее всего добиться, как устранялись встретившиеся трудности;

б) анализ своего исполнения с указанием допущенных ошибок и поиском способов их устранения, оценка своей игры;

в) разбор исполнения пьес, сыгранных товарищами, особенно тех про­изведений, которые ученик сам играл прежде и хорошо изучил:

г) самостоятельный устный и практический разбор на инструменте нового задания под наблюдением педагога;

д) определение жанра и характера музыкального произведения;

е) анализ средств музыкальной выразительности.

ж) овладение целесообразными мышечными движениями.

Итак, для того, чтобы начальное обучение протекало успешно необходимо:

-  поддержка родителей;

-  дружеские, доверительные отношения между учеником и учителем;

-  цели и мотивы близкие ученику;

-  организация систематического наблюдения и внимания на уроках;

-  создание логического мышления и запоминания у учащегося.

Содержание занятий

Содержание первых занятий — это наиболее ответственный момент работы педагога. В настоящее время вопросы начального обучения привлекают всё большее внимание преподавателей.  На первый план выдвигается приобретение профессиональных исполнительских навыков, гарантирующих развитие учащегося, обеспечение разносторонней его подготовки. Начальное обучение важнейший этап приобщения детей к музыке и музицированию. Именно в этот период закладываются необходимые основы, связанные с формированием первоначальных музыкально-художественных слуховых представлений, навыков звукоизвлечения. метроритмической организации, технологической и аппликатурной дисциплины, которые имеют решающее значение для последующего развития музыкальных способностей и исполнительской техники ученика.

Так как осветить весь объём знаний и навыков, необходимых на начальном этапе обучения, задача весьма трудоемкая, остановимся лишь на некоторых аспектах этой проблемы. Прежде всего, это — посадка, постановка инструмента и положение рук. Следует помнить, что в семилетнем возрасте у детей происходит активный процесс замены хрящевой ткани костной. Поэтому, все постановочные положения должны быть оформлены идеально, так как искривление позвоночника и сутулость, а отсюда неуклюжесть и зажатость движений, приобретённые в это время, остаются на всю жизнь. Чтобы избежать этих серьёзных последствий, необходимо уделять самое пристальное внимание вопросам воспитания свободы игровых движений и особенно посадки. Параллельно с воспитанием свободы мышц рук, непременно нужно проводить работу со всеми мышцами организма, так как возникающие при игре на инструменте сопутствующие напряжения в мышцах, не участвующих в работе, будут существенно мешать точности движений, и снижать выносливость. Ненужное сопутствующее напряжение следует искать в мышцах корпуса, ног, лица, шеи, так как такое напряжение может вызвать нарушение мозгового кровообращения, что в свою очередь, приводит к ухудшению памяти, зрения, слуха и быстрой утомляемости от любой умственной работы, прежде,  чем приступить к практическим занятиям на инструменте, многие педагоги практикуют двигательную гимнастику (формирование предварительных игровых навыков без инструмента).

Прежде, чем перейти к занятиям на музыкальном инструменте, важно освоить мышечную свободу и умение управлять мышцами в самых простейших движениях рук. Почти всегда мышцы рук бывают свободными, например, при ходьбе или когда они опущены вдоль тела. Необходимо почувствовать и запомнить все особенности этого состояния для того, чтобы использовать при выполнении какой — либо работы. Затем нужно неподвижно висящие руки легко толкнуть вперед импульсивным усилием мышц (как раскачивание качелей), потом наблюдать, как они без участия мышечных усилий естественно раскачиваются до тех пор, пока полностью не остановятся. В таком свободном раскачивании ощущение невесомости рук не будет одинаковым — оно в едва уловимых дозах меняется и большей частью изменения можно наблюдать в кисти: при смене направления кисть будет ощущаться почти невесомой, а по мере приближения к корпусу наполненность ощущается в большей степени.

Следующая задача — наблюдать за работой пальцев. На свободно опущенной руке ощутить удобство и естественность в пальцах, обращая внимание поочередно, то на состояние каждого пальца в отдельности, то на какие — либо пальцы обеих рук, то на общее состояние каждой и обеих кистей. После изучения состояния пальцев на неподвижной руке, нужно перейти к изучению их при разгибании и сгибании.

Мышечное усилие при разгибании каждого пальца должно быть предельно минимальным. При включении мышц одного из пальцев необходимо контролировать состояние незанятых в этот момент пальцев — они не должны напрягаться. Особенно внимательно нужно регулировать работу четвертого пальца — это самый неудобный палец.

Положение неработающих, свободных пальцев называется естественным. В такое положение пальцы легче привести на свободно опущенных руках. Музыкант должен хорошо чувствовать малейшее нарушение пальцами естественного положения и уметь своевременно принимать необходимые меры для исправления возникающих здесь ошибок. Больше всего склонны к нарушению естественного положения первый и пятый пальцы: они или распрямлены или зажаты.

Не на последнем месте стоит и проблема аппликатуры. Результатом эволюции аппликатур на других инструментах явилась позиционность, это вершина исполнительской мысли. Позиционные принципы аппликатуры дают исполнителям большие возможности, являются универсальным средством в развитии действительно профессиональных методов обучения, систематизируют опыт всех поколений. Под «позицией» следует понимать положение рук при игре на музыкальном инструменте, удобное при извлечении ряда звуков какого-либо характера. Правильная аппликатура та, которая позволяет дольше всего применять без перерыва естественную последовательность пальцев.

Как показывает практика, выполнению многих из перечисленных требований способствует рациональная аппликатура. Действительно, какая же аппликатура является наиболее удобной и рациональной? Чтобы ответить на этот вопрос важно найти закономерности в организации аппликатурного движения, закономерности в выборе рациональных удобных аппликатур, помогающих легко преодолеть технические трудности в музыкальных произведениях. Историческое развитие аппликатур показывает, что наиболее рациональной в исполнении является позиционная аппликатура.

Принцип последовательного применения наибольшего количества пальцев в игре дает равномерное распределение мышечной энергии на все пальцы. Отсюда: а) большая свобода исполнительского аппарата; б) возможность увеличить темп (по необходимости); в) стабильность в игре.

Способность мыслить позициями, а не отдельными звуками, дает исполнителю возможность видеть и слышать перспективу игры, помогает быстрому и качественному запоминанию наизусть, оснащает музыканта большой психологической свободой, позволяет быстро восстанавливать исполнительскую форму и не игравшиеся долгое время произведения.

Овладение вариантами позиционной аппликатуры в значительной степени обогащает и техническую базу исполнителя — баяниста, аккордеониста,  дает ему своеобразные «ключи» от старых произведений — к новым. Позиционная аппликатура позволяет экономить мышечную энергию за счет установки пальцев сразу на позицию, что также служит стимулом для увеличения темпа. Выработка аппликатурной дисциплины должна быть предметом постоянной планомерной работы на всех этапах обучения, особенно в начальный период. Обучение надо начинать сразу же с игры всеми пальцами при постоянном присутствии их всех на правой клавиатуре инструмента. Занесение первого пальца за гриф (у баянистов), еще не приступая к игре, вызывает напряжение всей кисти, так как отходит от своего естественного положения. Отсюда, первый палец отстает в своем развитии от других пальцев. Пропорциональную аппликатуру следует рассматривать как средство воплощения художественного содержания, а не как самоцель. Для тех, кто в настоящий момент играет традиционной аппликатурой с элементами позиционности, надо отметить, что путь перехода на позиционные варианты аппликатур будут знаменовать собой огромный рост технического мастерства. Рациональная позиционная аппликатура с умелым освобождением рук и максимальным удобством нажатия клавиш дает исполнителю возможность раскрытия новых вершин технического мастерства.

Приведя в норму все постановочные элементы, педагогу необходимо перенести на инструмент все уже приобретенные ребенком навыки. С первого прикосновения к клавишам необходимо сделать руки гибкими, свободными и естественными. В этой работе педагог должен проявить искусство, изобретательность, своего рода талант. Ребенок должен ощущать, что его руки — передаточное звено для выражения в звуках его помыслов и желаний, это — его голос; учащийся должен понять и запомнить, что его руки могут «говорить», извлекая звуки и громко, и нежно Для младших школьников наиболее характерны мягкие, эластичные движения. Детям легче исполнять на инструменте повторяющиеся звуки с помощью крупных движений кисти и предплечья, чем постепенные мелодические обороты, которые требуют более мелких дифференцированных движений пальцев.

Учитывая слабую, еще не развитую координацию движений и очень надежную двигательную память детей семилетнего возраста, нельзя злоупотреблять быстрым темпом и громким извлечением звука. Забывая об том, педагог рискует привести ученика к зажатой постановке рук, в конечном счете, она станет непреодолимым препятствием на пути его технического и музыкального развития. Только напоминая ученику о характере музыкального произведения, педагог может стимулировать развитие беглости и добиться необходимой интенсивности извлечения звука естественным путем.

Как уже говорилось, начальный этап обучения очень важен. Здесь закладываются основы будущего профессионализма и поэтому главной целью этого периода надо считать развитие у ребенка профессиональных навыков и не забывать о его увлеченности музыкой.


Материал взят с сайта http://aniadima.blog.ru/120694003.html

Категория: методические материалы | Добавил: Pea04 (21.11.2012)
Просмотров: 3509 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Последние новости
Поиск
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Министерство культуры Российской Федерации Министерство просвещения Минобрнауки России Официальный сайт Алтайского края Министерство культуры Алтайского края Администрация Новичихинского района Культура.РФ Играем с начала Газета Культура Российское образование Агенство культурной информации Единое окно Культура России